Примеры дел

Суд признал незаконным и отменил 2 постановления Россельхознадзора

14 декабря 2017
Россельхознадзор привлек нескольких ветеринарных врачей за нарушение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, получаемых после различных операций в отношении животных.
    Постановления были обжалованы в суд. Позиция защитника врачей – адвоката Ремизова М.В., сводилась к тому, что на ветеринарных врачей не распространяются те Правила, о нарушении которых указано в обжалуемых постановлениях. Более того, врачами фактически были выполнены все требования, распространяющиеся на обращение с биологическими отходами, которые образуются после операций.
    Районные суды и Ярославский областной суд согласились со всеми доводами Ремизова, отменили оба постановления Россельхознадзора.
    
Судебные акты приводятся ниже.


Дело № 30-2-575/2017
РЕШЕНИЕ
14 декабря 2017 года                  г. Ярославль
Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Плахиной Натальи Вячеславовны по доверенности Ремизова Максима Валерьевича на постановление заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области Зайдуллина Ф.З. от 31 августа 2017 года и решение судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 19 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, в отношении заведующей ветеринарной лечебницы № 3 ГБУ ЯО «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных» Плахиной Н.В.,
установил:
Постановлением заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области Зайдуллина Ф.З. от 31 августа 2017 года заведующая ветеринарной лечебницы № 3 ГБУ ЯО «Ярославской областной станции по борьбе с болезнями животных» Плахина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа 20 000 рублей.
По результатам проведенной 10 августа 2017 года проверки деятельности ветеринарной лечебницы № 3 ГБУ ЯО «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных» установлено следующее:
не подтверждается утилизация биологических отходов, образовавшихся в результате ветеринарной оперативной практики, являющихся потенциально опасными источниками возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, в том числе общих для животных и человека, что может служить причиной распространения опасных болезней, создает угрозу причинения вреда здоровью людей и животных.
Таким образом, Плахина Н.В., являясь должностным лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области ветеринарной деятельности, нарушила положения статьи 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», пунктов 1.2, 1.5 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, пунктов 2,3 «Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" от 27.12.2016 N 589.
Решением судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 19 октября 2017 года производство по делу прекращено, Плахина Н.В. освобождена от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания о недопустимости в дальнейшем нарушений законодательства.
В Ярославский областной суд поступила жалоба защитника Плахиной Н.В. по доверенности Ремизова М.В., в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу актов за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы заявитель указывает на существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, неправильное применении норм материального права.
В судебном заседании областного суда Плахина Н.В. и ее защитник, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия не принимали.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области по доверенности Воронова Е.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Прокурором дано заключение о наличии оснований для удовлетворения жалобы.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, в частности, указывается событие административного правонарушения.
    В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении о назначении административного наказания указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Объективная сторона вмененного Плахиной Н.В. административного правонарушения состоит из несоблюдения ветеринарно-санитарных правил.
Поэтому, исходя из положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания должны указываться конкретные пункты правил, которые не были соблюдены Плахиной Н.В.
При этом Плахина Н.В. может нести административную ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил, регулирующих деятельность ветеринарной лечебницы.
Вместе с тем в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания Плахиной Н.В. вменено нарушение правил, которые не распространяются на деятельность ветеринарных лечебниц.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995г. № 13-7-2\469, ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (утв. Приказом Минсельхозом России от 27.12.2016г. № 589) разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных», не относится к числу организаций, владеющих животными, занимающихся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Виды деятельности, указанные в Уставе учреждения, позволяют сделать вывод о том, что данное учреждение осуществляет проведение плановых противоэпизоотических мероприятий по заразным болезням животных, обеспечивает ветеринарные службы области биопрепаратами, диагностикумами и другими средствами, осуществляет лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия, а также вправе заниматься фармацевтической деятельностью, проводить дезинфекционные, дератизационные, дезинсекционные мероприятия.
Тем самым, учреждение не может быть отнесено к числу организаций, на деятельность которых распространяются вышеуказанные Правила.
    Деятельность учреждения в части организации работы ветеринарной лечебницы, то есть в части лечебно-профилактических мероприятий, регулируется ГОСТ 55634-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги для непродуктивных животных. Общие требования к объектам ветеринарной деятельности». С учетом положений пункта 6.2 ГОСТ 55634-2013 отходы объектов ветеринарной деятельности, в том числе биологические отходы и трупы животных, должны собираться, вывозиться и утилизироваться специализированными организациями в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
    В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания Плахиной Н.В. нарушение соблюдения требований ГОСТ 55634-2013 и СанПиН 2.1.7.2790-10 не вменяется.
Статья 18 Федерального закона «О ветеринарии» содержит общие требования к организациям, предприятиям, учреждениям, гражданам – владельцам животных и производителям продуктов животноводства. Но, как указано выше, Ярославская областная станции по борьбе с болезнями животных не относится к числу организаций, которые владеют животными либо производят продукты животноводства.
В силу изложенного объективная сторона административного правонарушения не доказана, что является основанием для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья районного суда прекратила производство по делу ввиду малозначительности правонарушения. Прекращение производства по делу по данному основанию возможно лишь при доказанности обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях (бездействиях) лица признаков состава административного правонарушения.
Поскольку по делу объективная сторона административного правонарушения не доказана, дело не может быть прекращено по основанию, указанному в решении судьи районного суда.
В связи с изложенным решение судьи районного суда в части основания прекращения производства по делу подлежит изменению на пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
                        РЕШИЛ:
Решение судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 19 октября 2017г. в части основания прекращения производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ в отношении Плахиной Натальи Вячеславовны изменить:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ, в отношении Плахиной Натальи Вячеславовны на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья:                                    В.С. Преснов

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Р Е Ш Е Н И Е
01 декабря 2017 года г. Ярославль
Дзержинский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Насекина Д.Е.,
при секретаре Слушаевой К.А.,
с участием помощника прокурора г. Ярославля Лебедева А.Н.,
представителя лица привлеченного к административной ответственности Сорокиной Л.А., адвоката адвокатского кабинета Ремизова Максима Валерьевича Ремизова М.А. представившего удостоверение № 651, и ордер № 19 от 27.09.2017 года, действующего на основании доверенности от 06.09.2017 года сроком на 1 год,
главного специалиста-эксперта отдела государственной службы и кадров Управления Россельхознадзора по ЯО Пичугиной О.А., действующей на основании доверенности от 20.05.2017 года сроком до 31.12.2017 года
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ярославле дело по жалобе лица привлеченного к административной ответственности заведующей ветеринарной лечебницей № 2 ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» Сорокиной Людмилы Александровны на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области Ф.З. Зайдуллина от 31.08.2017 года о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
у с т а н о в и л :
    На основании постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области Ф.З. Зайдуллина № 312/Я/08/17 от 31 августа 2017 года Сорокина Л.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе Сорокиной Л.А. поданной в установленные законом сроки содержится просьба об отмене постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области Ф.З. Зайдуллина № 312/Я/08/17 от 31 августа 2017 года и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, указывает, что постановление о привлечении к административной ответственности не соответствует требованиям КоАП РФ, имевшие место правонарушения являются малозначительными. В жалобе указывает, что в ее действиях отсутствуют нарушения п. 2.6 Правил 1: в ходе проверки установлено, что место, где лежали биологические отходы, использованный инвентарь и оборудование были продезинфицированы, о чем прямо указано в постановлении. Требования п. 2.7 Правил 1, п. 1.9 Правил 2 не распространяется на возглавляемую ею ветеринарную лечебницу, поэтому нарушение этих пунктов в ее действиях отсутствует. Имевшиеся незначительные недостатки в фиксации фактов дезинфекции не могли повлечь неблагоприятные последствия для ветеринарной безопасности. Имевшиеся нарушения в настоящее время устранены - все факты дезинфекции документально фиксируются. Штраф в размере 20000 тыс. руб. является чрезмерно суровым наказанием с учетом характера и степени опасности допущенных нарушений и ее материального положения. Так же, Сорокина Л.А. указывает, что в постановлении о привлечении ее к административной ответственности не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, а именно не указано, какое именно место, где лежали биологические отходы, а также какой именно инвентарь, инструменты и оборудование не были дезинфицированы.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Сорокина Людмила Александровна, будучи надлежащим образом извещенной о дате и месте рассмотрения дела не явилась, направила для участия защитника по доверенности Ремизова М.В., который доводы основной и дополнительной жалоб поддерживал в полном объеме, просил их удовлетворить. В пределах доводов первоначальной жалобы просил обратить внимание на следующие обстоятельства. В обжалуемом постановлении указано, что в ветеринарной лечебнице в результате эвтаназии животных образовавшиеся биологические отходы в виде трупов кошек и собак направлялись на утилизацию; после погрузки биологических отходов на транспортное средство проводилась дезинфекция места, где они лежали, а также использованного при этом инвентаря и оборудования, однако документы, подтверждающие проведение дезинфекции в ходе проведения проверки не представлены, журнал учета проведения дезинфекции не ведется, акты о проведении дезинфекции не составляются. Спецодежда отсутствует, погрузка биологических отходов проводится в повседневной рабочей спецодежде. Согласно обжалуемому постановлению совершение Сорокиной Л.А. правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП, выразилось в нарушении ей требований Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469. Сорокина Л.А. не нарушала Правил 1, поскольку Правила 1 не распространяются на деятельность ветеринарной лечебницы. Поэтому отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП. Объекты защиты ст. 10.8 КоАП - общественные отношения в сфере производства и использования продукции животноводства. Предметы - животные и полученная из них продукция на любой стадии технологического процесса. Перечень субъектов, на деятельность которых распространяются требования Правил 1 указан в п. 1.1, 1.3, 1.11 Правил 1. Предмет, цели и виды деятельности ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» указаны п. 2.2-2А Устава. Ветеринарная лечебница № 2 ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» не входит в число таких субъектов, поскольку лечебница не относится к субъектам, которые ведут хозяйство по разведению, заготовке и т.п. животных (животноводческие комплексы, фермерские, личные, подсобные хозяйства), а также организацией, занимающейся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Содержание п. 2.6 Правил 1 также свидетельствует, что требование этого пункта не распространяется на обращение с трупами животных, образовавшихся после операции эвтаназии в ветеринарной лечебнице. Так, согласно этому пункту «Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.» Очевидно, что выполнить это требование применительно месту, где находились трупы животных после эвтаназии, не представляется возможным. Труп после эвтаназии помещается в пакет, который убирают в морозильную камеру, из которого его передают специализированной организации, которая осуществляет его утилизацию. Сухая хлорная известь не может использоваться применительно к этим местам. Очевидно, что требование перекопать почву также не может быть исполнено. При таких обстоятельствах в действиях Сорокиной Л.A. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ, поскольку она не обязана соблюдать требований п. 2.6, 2.7 Правил 1, нарушение которых ей вменяется. В действиях Сорокиной Л.A. и по существу отсутствовали нарушения требований к дезинфекции мест хранения трупов животных после операции эвтаназии и оборудования, используемого при обращении с такими трупами. Обращение с отходами, образуемыми в результате оперативной практики ветеринарной лечебницы (в т.ч. с трупами животных после операции эвтаназии), регламентировано следующими актами: ГОСТ 55634-2013 (утв. и введен в действие приказом Госстандарта от 15.10.2013г. № 1161-ст); СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2011 N - Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора» 15 июля 2002 года N 13-5-2/0525. Согласно п. 6.1, 6.2 ГОСТ 55634-2013 объекты ветеринарной деятельности не должны оказывать вредных воздействий на окружающую среду. Отходы объектов ветеринарной деятельности, в том числе биологические отходы и трупы животных, должны собираться, вывозиться и утилизироваться специализированными организациями в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10. Допускается накопление биологических отходов в низкотемпературных холодильных камерах. ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» с ООО «Биотерм» заключен договор на утилизацию биологических отходов. Указанная организация является специализированной организацией, сотрудники которой согласно договора выполняют все действия по транспортировке и утилизации биологических отходов. Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 в ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» разработана программа производственного контроля с инструкцией, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в ветеринарных лечебницах Учреждения. С данной программой ознакомлены все сотрудники ветеринарных лечебниц, в том числе Сорокина Л.А. Положения указанной программы реализовывались в возглавляемой ей лечебнице на момент проверки. Согласно п. 2.1 СанПиНа органические операционные отходы (органы, ткани и так далее) относятся к классу Б. Обращение с отходами класса Б и правила их утилизации указаны в п. 4.10-4.19 СанПин 2.1.7.2790-10. Требование к дезинфекции мест хранения биологических отходов указаны в 4.15 СанПиН: «Дезинфекция многоразовых емкостей для сбора отходов класса Б внутри организации производится ежедневно». Требования к спецодежде, в которой сотрудники лечебницы обращаются трупами животных, указаны в п. 4.4., 4.5 СанПиНа: «4.4. Персонал должен работать в спецодежде и сменной обуви, в которых не допускается выходить за пределы рабочего помещения. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить в разных шкафах. 4.5. Персонал обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (халаты/комбинезоны, перчатки, маски/респираторы/защитные щитки, специальная обувь, фартуки, нарукавники и другое). Стирка спецодежды осуществляется централизованно. Запрещается стирка спецодежды на дому». Указные требования полностью выполнены. Всем сотрудникам ветеринарной лечебницы № 2 выдана спецодежда и средства индивидуальной защиты. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты прилагаются. После эвтаназии животного ветеринарный врач, работающий в спецодежде, упаковывает труп в маркированные пакеты (отходы класса Б) и складывает в морозильную камеру для накопления и дальнейшей отправки в ООО «Биотерм». ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» 10.03.2016 г. заключен договор № 15/16, а с 01.08.17 заключен договор № 43/17 предметом которых является стирка и химчистка спецодежды сотрудников ветеринарных лечебниц. Фактически в обжалуемом постановлении прямо указано, что обращение с трупами животных осуществляется в спецодежде, стирка которой осуществляется централизованно. Требования к условиям временного хранения (накопления) указаны в п. п. 6.1.-6.5 СанПиНа. Гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования и инвентаря указаны в п. 10.10 СанПиНа. Все указанные требования также выполняются в ветеринарной лечебнице, в том числе и в период, являвшийся предметом проверки. Согласно п. 3.13.3. Правил 2: «Холодильные камеры дезинфицируют одновременно с размораживанием и очисткой от снеговой шубы холодильных батарей и стен. Кроме того, холодильные камеры независимо от времени предыдущей дезинфекции обеззараживают каждый раз после удаления из них продуктов убоя от животных, больных инфекционными болезнями или бактерионосителей. Особенно тщательно при этом очищают и дезинфицируют те участки поверхности, с которыми соприкасались продукты убоя от больного животного». Указанные требования соблюдались в лечебнице, о чем прямо указано в обжалуемом постановлении. Таким образом, требования всех нормативных актов, регламентирующих дезинфекцию, соблюдались в июне-июле 2017г. Фактически в действиях Сорокиной отсутствует и нарушения вменяемых ей п. 2.6, 2.7 Правил 1. В п. 2.6 Правил 1 предусмотрены следующие требования. 2.6. После погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование. Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м. затем ее перекапывают на глубину 25 см. Все указанные действия производились в ветеринарной лечебнице, о чем прямо указано в обжалуемом постановлении: «После погрузки биологических отходов на транспортное средство проведена дезинфекция места, где они лежали, а также использованного при этом инвентаря и оборудования раствором препарата «Жавель абсолют» 2 таблетки на 3,5 литра воды». Требование п. 2.6 Правил 1 о дезинфекции почвы (места), где лежали биологические отходы сухой хлорной известью и последующей перекопке этого места распространяются на случаи обнаружения биологических отходов вне помещения - на земле. Очевидно, что это требование, в принципе не является выполнимым в отношении трупов после операции эвтаназии в ветеринарной лечебнице. В п. 2.7 Правил 1 предусмотрены следующие требования. 2.7. Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения. Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства. Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов. Указанные в п. 2.7. требования относятся к субъектам, осуществляющим перевозку биологических отходов. Для целей утилизации биологических отходов ГБУ ЯО «ЯОСББЖ» заключен договор с ООО «Биотерм» № 114/17 от 01.01.2017г. на оказание работ (услуг) по сбору, транспортированию и обезвреживанию БО. Данное обстоятельство отражено в постановлении. Действия по сбору биологических отходов с места их нахождения в ветеринарной лечебнице, перегрузке на транспортное средство, перевозку и последующую утилизацию осуществляют сотрудники ООО «Биотерм», которые в спецодежде грузят биологические отходы из морозильной камеры в транспортное средство, после этого специалистами ветеринарной лечебницы проводится дезинфекция места (морозильная камера - ларь), где накапливались и хранились биологические отходы. Применяется раствором препарата «Жавель абсолют», который соответствует всем характеристикам по уничтожению бактерий, вирусов и грибов (выписку из инструкции прилагаем), инструменты, и инвентарь при данной процедуре отсутствуют. Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование, использованные сотрудниками ООО «Биотерм» при обращении с отходами (в ходе сбора, транспортировки, утилизации и др.), а также спецодежду дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации в порядке, установленным нормативными актами. Поэтому действия заведующей ветеринарной лечебницы не могут нарушать требования п. 2.7., поскольку, во-первых, она не является субъектом, обязанным исполнять эти требования, во-вторых, указанные требования фактически выполняются сотрудниками специализированной организации, которая осуществляет утилизацию биологических отходов. Исходя из текста обжалуемого постановления, Сорокиной Л.А. фактически вменено не отсутствие дезинфекции, а отсутствие документов, подтверждающих такую дезинфекцию. Требование о документальной фиксации дезинфекции содержатся в п. 1.9 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утв. Минсельхозом РФ 15.07.2002 N 13-5-2/0525. Согласно этому пункту: «О проведенной работе по дезинфекции, дезинвазии составляют акт по единому образцу». Правила 2 официально не опубликованы, не имеют статуса нормативного правового акта, так как не зарегистрированы Минюстом России. В этой связи в настоящее время положения данного нормативного акта носят рекомендательный характер. Поэтому нарушение требований этого акта не может влечь какой-либо ответственности. Правила 2 не распространяются на деятельность ветеринарной лечебницы. Так, согласно введения к Правилам 2, они «Предназначены для ветеринарных специалистов, обслуживающих животноводческие предприятия (хозяйства), предприятия, перерабатывающие животноводческую продукцию, отрасль пчеловодства, работающих в ветсанотрядах, на транспорте.» Согласно п. 1.1. Правил 2 проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора определяют порядок и условия проведения дезинфекции, дезинвазии помещений животноводческих ферм, комплексов, хозяйств и других предприятий и объектов, связанных с содержанием животных (птиц), хранением и транспортированием сырья и продуктов животного происхождения, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Согласно п. 1.3. Дезинфекцию, дезинвазию объектов включают в план противоэпизоотических, противопаразитарных мероприятий по каждой ферме, хозяйству, району, области, краю, республике. Из систематического толкования указанных положений следует, что Правила 2 относятся к субъектам, которые ведут хозяйство по разведению, заготовке и т.п. животных (животноводческие комплексы, фермерские, личные, подсобные хозяйства), а также организацией, занимающейся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Ветеринарная лечебница не относится к таким субъектам, Сорокина не обязана руководствоваться этими правилами. Поэтому их нарушение не может влечь ответственность. В любом случае нарушение требований Правил 2 не может являться основанием для ответственности по ч. 3 ст. 10.8 КоАП. Так, в части 3 ст. 10.8 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение конкретного вида ветеринарно-санитарных - правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Правила 2 не относятся к числу таких правил, ответственность за которые предусмотрена в ч. 3 ст. 10.8 КоАП. Поэтому нарушение Правил 2 не может составлять состав правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП. Процессуальные документы по делу не соответствуют требованиям КоАП, нарушают право на защиту. Согласно Заключению по результатам проверки прокуратуры г. Ярославля в отношении ГБУ ЯО «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных» Сорокина Л.A. нарушила только Правила 1, а именно требования пунктов: 1.1., 1.2., 1.5., 2.6, 2.7, а также ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии». В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.08.2017 г. вообще не указано пунктов нормативно-правовых актов, нарушение которых конкретно вменяется Сорокиной и нарушение которых составляет состав ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ. Согласно постановлению по делу об административно правонарушении № 312/Я/08/17 совершение Сорокиной правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 10.8 КоАП, выразилось в нарушении: ст. 18 Закона о Ветеринарии; п. 2.6, 2.7. Правил 1; п. 1.9 Правил 2. Таким образом, обвинение Сорокиной Л.А., указанное в постановлении о возбуждении дела, не конкретизировано. Пункты нормативных актов, нарушение которых вменяется Сорокиной Л.А., отличаются в постановлении о возбуждении дела и постановлении по делу. В обжалуемом постановлении не указано событие правонарушения: не указано конкретное место хранения, инструменты и инвентарь, в отношении которых не подтверждается проведение дезинфекции согласно п. 2.6 Правил 1. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.08.2017г. и постановлении по делу об административном правонарушении от 31.08.2017г. в отношении Сорокиной Л.А.    по-разному указано место и время совершения административного правонарушения. Постановление о возбуждении дела: время: 09.08.2017. Место: государственная ветеринарная лечебница № 2 ГБУ ЯО «ЯОСББЖ, расположенная по адресу: г. Ярославль, ул. Пионерская, д. 1. Постановление по делу от 31.08.2017: время не указано, упоминается о эвтаназиях и утилизации биологических отходов в июне, июле 2017г. Место не указано. Указанные нарушения свидетельствуют о нарушении требований ст. 28.2, 29.10 КоАП, а также права на защиту. Существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являются основанием для отмены постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП). Недостатки протокола и постановления не могут быть восполнены на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Для их устранения необходимо пересоставление этого протокола. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п.    21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Отсутствие актов о дизинфекции при условии фактического проведения такой дезинфекции не причинило вреда и не создало опасности причинения такого вреда охраняемым ст. 10.8 КоАП общественным отношениям. В результате этих нарушений угрозы ветеринарной безопасности не возникло, все действия по обеспечению ветеринарной безопасности были осуществлены полно и правильно. В настоящее время в ветеринарной лечебнице Акты о дезинфекции составляются. Сорокина JI.A. никогда не привлекалась ни к какой ответственности, исключительно положительно характеризуется, имеет двоих малолетних детей. Размер назначенного ей штрафа превышает ее месячную заработную плату. С учетом характера допущенных нарушений, а также сведений о личности Сорокиной JI.A. есть основания признать имевшие место нарушения малозначительными и применить ст. 2.9 КоАП РФ.
Главный специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров Управления Россельхознадзора по ЯО Пичугина О.А., в судебном заседании, просила отказать в удовлетворении жалобы Сорокиной Л.А, постановление о привлечении к административной ответственности оставить без изменения, а так же пояснила, что 09 августа 2017 года прокуратурой города осуществлена проверка деятельности государственной ветеринарной лечебницы № 2 ГБУ ЯО «Ярославской областной станции по борьбе с болезнями животных». В ходе проверки установлено, что в результате деятельности лечебницы образуются отходы в виде трупов животных: кошек, собак. Согласно журналу регистрации эвтаназии животных и корешкам ветеринарных свидетельств формы № 3 за июнь, июль 2017 года лечебницей направлено на утилизацию путем сжигания 71 кг таких отходов. Согласно пункта 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 трупы животных относятся к биологическим отходам, поэтому утилизироваться должны в соответствии с вышеуказанными Правилами. Согласно пункта 2.6. Правил после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование. Согласно пункта 2.7. Правил транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения. Другими ветеринарными правилами, которые называются « Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора», утвержденными Департаментом ветеринарии 15 июля 2002 года прописан общий порядок и условия проведения дезинфекции. Согласно п. 1.9 Правил о проведенной работе по дезинфекции, составляют акт по единому образцу, утвержденному приложением 2 к этим Правилам. Поэтому не соблюдение Сорокиной Л.А. этого пункта данных Правил обосновано, вменено ей в вину. В ходе проверки ветеринарной лечебницы указанные акты представлены не были. Сорокина JLA. в своем объяснении призналась, что акты о проведении дезинфекции не составляются, журнал учета проведения дезинфекции не ведется. Не представление в ходе проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении данных документов, свидетельствует о не проведении данных мероприятий. Пунктом 1.2. «Правил проведения дезинфекции, дезинвазии» установлено, что основное назначение мероприятий по дезинфекции - это предотвратить передачу возбудителя болезни от источника инфекции к восприимчивому организму. Поэтому отсутствие спецодежды для погрузки биологических отходов также является нарушением этих Правил. Нарушение заведующей лечебницей Сорокиной Людмилой Александровной ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 10,8 КоАП РФ. Вина доказана материалами дела: объяснением Сорокиной; протоколом об административном правонарушении. На основании изложенной позиции просила постановление № 312/Я/08/17 от 31.08.2017 года заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по ЯО о привлечении заведующей ветеринарной лечебницы № 2 ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» Сорокиной Л.А. к административной ответственности по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу заявительницы без удовлетворения.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора г. Ярославля, указал, что прокуратурой города Ярославля по заданию прокуратуры Ярославской области проведена проверка деятельности Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных» (государственные ветеринарные лечебницы № 2 и № 3) в части соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Согласно п.2.7 Устава Государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Ярославская областная станция с болезнями животных» (новая редакция) бюджетное учреждение вправе осуществлять лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия, включая оформление ветеринарных сопроводительных документов, фармацевтическую деятельность. В ветеринарной лечебнице № 2 ГБУ ЯО «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных» установлена маркированная морозильная камера для хранения биологических отходов (трупы кошек, собак). Для целей утилизации биологических отходов ГБУ ЯО «ЯОСББЖ» заключен договор с ООО «БИОТЕРМ» № 114/17 БИО от 01 января 2017 г. на оказание работ (услуг) по сбору, транспортированию и обезвреживанию биологических отходов. Согласно журналу регистрации эвтаназии животных и корешкам Ветеринарного свидетельства формы № 3 за июнь, июль 2017 года направлено на утилизацию путем сжигания 71 кг. биологических отходов (трупы кошек, собак) в ООО «БИОТЕРМ» согласно договора. После погрузки биологических отходов на транспортное средство проведена дезинфекция места, где они лежали, а также использованного при этом инвентаря и оборудования, однако документы, подтверждающие проведения дезинфекции в ходе проведения проверки не предоставлены. Согласно объяснениям заведующей ветеринарной лечебницы № 2 ГБУ ЯО «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных» журнал учета проведения дезинфекции не ведется, акты о проведении дезинфекции не составляются. Спецодежда для проведения дезинфекции отсутствует, проводится в повседневной рабочей спецодежде. Обработка спецодежды проводится в ООО «Бриз» согласно договора № 43/17 от 01 августа 2017 г. Статья 18 Закона РФ «О ветеринарии» устанавливает обязанность владельцев животных и производителей продуктов животноводства осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства. Согласно п. 1.1,    1.2,    1.5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарносанитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. Согласно п. 2.6 вышеназванных Правил после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование. Согласно п. 2.7 Правил транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения. Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 проц. активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв.м площади или другие дезсредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства. Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов. Согласно п. 1.9 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утв. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 15.07.2002 № 13-5-2/0525, о проведенной работе по дезинфекции, дезинвазии составляют акт по единому образцу. Выявленные нарушения допущены по вине заведующей ветеринарной лечебницей г.Ярославля ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» Сорокиной Людмилы Александровны, назначенной на должность приказом от 19.01.2015, которая в соответствии с пунктом 1.2 должностной инструкции является руководителем подразделения в своей деятельности руководствуется Законом РФ «О ветеринарии», правилами, инструкциями, правовыми актами ветеринарного законодательства. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 3 ст. 10.8 КоАП РФ. Таким образом, заведующей ветеринарной лечебницей г. Ярославля ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» Сорокиной Людмилой Александровной совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 10.8 КоАП РФ. Местом совершения административного правонарушения является государственная ветеринарная лечебница №2 ГБУ ЯО «ЯО СББЖ», расположенная по адресу: г. Ярославль, ул.Пионерская, д.1. Время совершения административного правонарушения - 09.08.2017.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
09 августа 2017 года прокуратурой города Ярославля с участием специалиста Управления Россельхознадзора по Ярославской области была проведена выездная проверка в отношении ГБУ ЯО «Ярославская областная станция по борьбе с болезнями животных» по адресу: город Ярославль, ул. Пионерская д.1 на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения отходов животноводства (биологических отходов).
4 декабря 1995 г. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ утверждены Ветеринарно-Санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-7-2/469. Согласно указанных Правил: 1.1.    Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. 1.11. Настоящие Правила определяют условия: сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;     предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения. П. 2.6 вышеуказанных правил говорит, что после погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а так же использованный при этом инвентарь и оборудование. Почву (место) где лежал труп и другие биологические отходы дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв.м, затем ее перекапывают на глубину 25 см. П. 2.7. Правил гласит, что транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения. Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3 процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства. Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов
Суд обращает внимание, что ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» и ветеринарные лечебницы не являются субъектами, которые ведут хозяйство по разведению, заготовке и т.п. животных (животноводческие комплексы, фермерские, личные, подсобные хозяйства), а также организацией, занимающейся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. Поэтому ветеринарная лечебница № 2 ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» не входит в перечень субъектов, указанных в п.п. 1.1, 1.3, 1.11 Ветеринарно-Санитарные правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ.
В ветеринарной лечебнице № 2 в период июня-июля 2017г. проводились эвтаназии животных, в результате которых образовывались биологические отходы - трупы кошек и собак.
ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» с ООО «Биотерм» заключен договор на утилизацию биологических отходов.
В период июня - июля 2017 года в результате операций эвтаназия образовывались трупы кошек и собак. Ветеринарный врач, работающий в спецодежде и использующий средства индивидуальной защиты, упаковывает труп в маркированные пакеты (отходы класса Б) и складывает в морозильную камеру для накопления и дальнейшей отправки в ООО «Биотерм». Стирка спецодежды осуществляется централизованно - в ООО «Бриз» согласно договора. По мере заполнения морозильной камеры трупы животных направлялись на утилизацию путем сжигания в ОрО «Биотерм» согласно договора. После погрузки биологических отходов (БО) на транспортное средство проводилась дезинфекция места, где они лежали, а также использованного при этом инвентаря и оборудования препаратом «Жавель абсолют» 2 таблетки на 3,5 литра воды. Обращение с отходами, образуемыми в результате оперативной практики ветеринарной лечебницы (в т.ч. с трупами животных после операции эвтаназии), регламентировано следующими актами: ГОСТ 55634-2013 (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 15.10.2013г. № 1161-ст), СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2011 N 19871); Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора» 15 июля 2002 года N 13-5-2/0525 (данный акт не имеет статуса нормативного правового акта, так как не зарегистрирован Минюстом России, официально не опубликован. В этой связи в настоящее время положения данного нормативного акта носят рекомендательный характер)
Согласно п. 6.1, 6.2 ГОСТ 55634-2013 объекты ветеринарной деятельности не должны оказывать вредных воздействий на окружающую среду. Отходы объектов ветеринарной деятельности, в том числе биологические отходы и трупы животных, должны собираться, вывозиться и утилизироваться специализированными организациями в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10. Допускается накопление биологических отходов в низкотемпературных холодильных камерах.
В исполнение указанных требований ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» заключен договор на утилизацию биологических отходов с ООО «Биотерм». Согласно договору ООО «Биотерм» оказывает услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов Заказчика. Вывоз отходов производится силами Исполнителя. Оказание услуг производится на основании Лицензии на право деятельности по обращению с опасными отходами серия № (76)-601-СТБ от 05.07.2016 г., выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 в ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» разработана программа производственного контроля с инструкцией, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в ветеринарных лечебницах Учреждения. С данной программой ознакомлены все сотрудники ветеринарных лечебниц, в том числе Сорокина Л.A. Положения указанной программы реализовывались в возглавляемой ей лечебнице на момент проверки.
Согласно п. 2.1 СанПиНа органические операционные отходы (органы, ткани и так далее) относятся к классу Б. Обращение с отходами класса Б и правила их утилизации указаны в п. 4.10-4.19 СанПин 2.1.7.2790-10. Требование к дезинфекции мест хранения БО указаны в 4.15 СанПиН:
Требования к спецодежде, в которой сотрудники лечебницы обращаются трупами животных, указаны в п. 4.4., 4.5 СанПиНа. Указные требования полностью выполнялись в июне -июле 2017 года: после эвтаназии животного ветеринарный врач, работающий в спецодежде: медицинский костюм, колпак медицинский, фартук ПВХ, сабо белый, перчатки латексные согласно личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, упаковывает труп в маркированные пакеты (отходы класса Б) и складывает в морозильную камеру для накопления и дальнейшей отправки в ООО «Биотерм».
ГБУ ЯО «ЯО СББЖ» с ИП Хамурадов В.И. заключен договор № 15/16 от 10 марта 2016 года, с 01.08.2017 года с ООО «Бриз», договор № 43/17 от 01.08.2017г., предметом которого является стирка спецодежды, в которой работают сотрудники лечебницы. Требования к условиям временного хранения (накопления) БО класса Б. указаны в п. п. 6.1.-6.4 СанПиНа:
Гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования и инвентаря указаны в п. 10.10 СанПиНа:
Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Текущую уборку проводят влажным способом, не реже одного раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Генеральную уборку проводят не реже 1 раза в месяц. Обработке подлежат стены, мебель, технологическое оборудование, пол. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, протирают оборудование, удаляют видимые загрязнения со стен, затем моют пол.
Уборочный инвентарь, раздельный для "чистой" и "грязной"зоны, должен иметь четкую маркировку с указанием видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно в кладовых или шкафчиках основных производственных помещений.
Все указанные требования также выполнялись в ветеринарной лечебнице, в том числе, и в период проверки. Требования дезинфекции мест хранения трупов животных после эвтаназии указаны в п. 3.13.3 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора» 15 июля 2002 года И 13-5-2/0525:
«Холодильные камеры дезинфицируют одновременно с размораживанием и очисткой от снеговой шубы холодильных батарей и стен. Кроме того, холодильные камеры независимо от времени предыдущей дезинфекции обеззараживают каждый раз после удаления из них продуктов убоя от животных, больных инфекционными болезнями или бактерионосителей.
Особенно тщательно при этом очищают и дезинфицируют те участки поверхности, с которыми соприкасались продукты убоя от больного животного.Указанные требования полностью исполнялись в период июня-июля 2017г. в ветеринарной лечебнице № 2.
Относительно необходимости документальной фиксации фактов дезинфекции места хранения биологических отходов, использованных инструментов и инвентаря суд приходит к следующему.
Обязанность составления соответствующих актов предусмотрена в п. 1.9 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора» 15 июля 2002 года № 13-5-2/0525:
О проведенной работе по дезинфекции, дезинвазии составляют акт по единому образцу.
Указанные Правила не имеют статуса нормативного правового акта, так как не зарегистрированы Минюстом России, официально не опубликованы. В этой связи в настоящее время положения данного нормативного акта носят рекомендательный, не обязательный характер.
На момент работы специальной комиссии в лечебнице № 2 организовано оформление Актов на проведение дезинфекции (дезинвазии).
Таким образом, объективно установлено, что заведующая ветеринарной лечебницей № 2 Сорокина Л. А. не нарушала Ветеринарно - Санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов N 13-7-2/469. Дезинфекции места хранения биологических отходов, использованных инструментов и инвентаря осуществлялась согласно установленных для этого требований. Действия Сорокиной Л.А. не привели к возникновению угрозы ветеринарно-санитарной безопасности. Поэтому суд не усматривает состава правонарушения в действиях Сорокиной Л.А. при вышеизложенных обстоятельствах.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.
Ввиду невиновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.10.8 КоАП РФ, постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области Ф.З. Зайдуллина № 312/Я/08/17 от 31 августа 2017 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя Сорокиной Л.А.подлежит прекращению, в соответствии п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.1, ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области Ф.З. Зайдуллина № 312/Я/08/17 от 31 августа 2017 года в отношении должностного лица – заведующей ветеринарной лечебницей № 2 ГБУ ЯО « ЯО СББЖ » Сорокиной Людмилы Александровны отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.10.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заведующей ветеринарной лечебницей № 2 ГБУ ЯО « ЯО СББЖ » Сорокиной Людмилы Александровны прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
О принятом решении известить заинтересованных лиц.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ярославский областной суд путем принесения жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля со дня оглашения ( или получения копии решения ).
Судья Насекин Д.Е.

Как нас найти

Адрес центрального офиса